Последние новости
Группа MY DYING BRIDE попала на пятое место в рейтинге «10 лучших дум-альбомов всех времён» по...
Группа MY DYING BRIDE дала первое в своей истории выступление в Бразилии. Концерт прошёл в клубе...
Ближайшие концерты
  • Суббота, 22 июня 2013 - Hellfest
  • Суббота, 13 июля 2013 - Seven Festival
  • Пятница, 26 июля 2013 - Metaldays, Tolmin, Slovenia
Цитата группы

"Лично я обожаю идею абсолютной тоски и отчаяния в музыке и пытаюсь её воплотить в наших пластинках всеми силами"

Эндрю Крэйган

Рецензия на As The Flower Withers

As The Flower Withers As The Flower Withers
Альбом 1992 года

В этом году великой английской группе, являющейся одним из самых значительных столпов современного doom-metal, исполняется 15 лет. Нельзя сказать, что путь к победным вершинам и героическому венку славы был для My Dying Bride чересчур долог и труден, но тем паче восхищает их стойкая и неколебимая приверженность к старым традициям, не взирая на отдельные экспериментальные заскоки в 1996-98 годах. Даже самый строгий критик не станет, полагаю, оспаривать, с какими упорством и настойчивостью держали англичане вознесённую ими на недосягаемую для многих слабаков высоту планку, как старательно блюли основы стиля, глубоко осмысливая и тщательно проDOOMывая свою неповторимую музыку... Ответьте мне, о приверженцы соперников My Dying Bride, шедших с ними бок о бок в начале 90-х: где ваши кумиры? Что за черная кошка перебежала дорогу несравненным новаторам Paradise Lost или Lake Of Tears, которые уже с десяток лет не могут (или не хотят) играть достойно, плескаясь в пахучем водоёмчике попсы? Какие стимуляторы раскурочили кумпол Йохану Эдлунду, лидеру гениальных Tiamat, что он сотоварищи с таким напряжением вымучивает весьма неровные альбомы, лишь в последнем, вроде бы, возвратившись на круги своя? А где Anathema и Amorphis с их незамутнённой проникновенностью, душевностью и сказочным ореолом? Сломались, скатились, скурвились... "Моя Умирающая Невеста", как бы опровергая своё имя, по-прежнему стоически страдает, да всё никак не умрёт, чем и доказывает чистоту DOOM своих... И неисчерпаемый талант!

Первый миньон, содержавший три довольно мощных, хотя местами и поверхностных, шероховатых, композиции, вышел в 1991 году. Наиболее запоминающейся вещью стала печальная тягучая баллада "Symphonaire Infernus Et Spera Empyrium", – её в дальнейшем музыканты не раз включали в сборники. Торжественный, депрессивно-меланхоличный саунд, обильно насыщенный плачущими скрипичными аккордами, мягким синтезаторным бризом и ноющим пощипыванием гитары, можно считать классикой медленного doomа. Но по-настоящему полноценная работа явилась Миру год спустя. Семь композиций (долгое время это было для My Dying Bride стандартным числом музыкальных произведений на каждом альбоме), в основном сложных, многоступенчатых, захватывающих. Здесь ещё нельзя безоговорочно оценить мелодический рисунок как структурно безупречно гладкий и чистый, чем прославились англичане на будущих шедеврах, начиная с "Turn Loose The Swans". Звук подчас сыроват, забой гитар глух и раскатывается с агрессивным грохотом, свойственным скорее умащенному grindом deathу (так играли ранние Bolt Thrower), что, впрочем, закономерно: doom 90-х г.г. разительно не походил на спокойные "уютные" распевы типа Candlemass. Стоило бы подобные удивительно симпатичные и удачные в творческом плане эксперименты охарактеризовать как doom глубоких сердечных язв, взлетевший на стремительных deathовых крылах. Открывает альбом тревожно-смятённый инструментал "Бесшумный танец": скорбные трели скрипки оттеняют неспешные клавишные проигрыши, как бы подготавливая почву для прослушивания следующих композиций. Неожиданное (и обманчиво ровное) начало, – на ум приходят мысли о некоем "волновом" подтексте, поданном в предельно заторможенном темпе, – сухая тихая партия ударных с безобидным басом в нагрузку, – так рождается один из величайших алмазов doom-metal, "Иссуши меня" (также вполне логичны названия "Опали меня", "Дай мне увянуть", "Притупи мои чувства", – все они отражают содержание). Две взаимодополняющие друг друга переливающиеся гитары, больная скрипичная песнь на фоне безутешных мук. И – невероятной силы низкий гроул, не хриплый сип, подобный голосу Эдлунда на "Clouds", не воркующий речитатив Холмса с "Lost paradise", а бескомпромиссный рык доисторических ветхозаветных исполинов, и принадлежит он неизменному вокалисту группы и вдохновителю её творчества Аарону Стейнтхорпу, что впоследствии (на том же "Turn Loose The Swans") запел и "обычным" голосом, да как запел!

Необходимо упомянуть и о концепции альбома: My Dying Bride – одна из немногих команд, не чурающихся обращения к этике христианского вероучения, с его проповедью душевных терзаний, искупления грехов и предвечной вины падшего человечества перед иудейским богом-садистом и его присным младшеньким. Но, в отличие от смехотворно тупых самобичевателей, то и дело попадающихся на ниве позднейшего death, англичане не опускаются до откровенного отрицания естества земного. Их лирика – взгляд со стороны на происходящее на Земле судилище под эгидой испарившегося на короткий срок и вновь пришедшего невесть откуда мстительного и непредсказуемого Христа. Взгляд, однако, зачастую скорее благосклонный, нежели справедливо-критический. Кстати, на заметку: "моя умирающая невеста", словосочетание, впервые появившееся на этом альбоме в поэме "Возвращение прекрасного", должно, полагаю, означать либо саму Землю, исполненную людских пороков и вследствие этого – осквернённую, либо совокупность человец, объединённых в церковь – "христову невесту". Какова же она, эта несчастная поруганная Земля (-церковь), сподобившаяся всего лишь интуитивно отвергнуть сомнительный дар "богочеловека"?

Изнасилованная, презренная

Протравленная, растоптанная

Ядовитая, злобная

Для вашего преступления

Любезна

Повествует об этом Аарон уже в обрамлении скоростных свирепых пассажей, более близких к архаичному "вывороченному" deathу. Затем темп опять замедляется, чуть не сходя на нет. Интересна смена печального настроя на угрюмо-залихватский, затем – на возвышенно-радужный и снова – погружение во мрак.

"Вечные люди". Монотонный гул, взлаивающий, "рваный" вокал с наслаивающимся эхом. Типичный заторможенный death, максимально срастающийся с немудрящим doomом, чем-то неуловимо отдающий Black Sabbath середины 70-х г.г. Насколько правомочно смотреть на уверовавших в распятого бога, как на ревностных сторонников его доктрины, вопрошает в стихах Аарон:

Их возлюбленный принадлежит им

И они – ему

Хвалите Бога?

Славьте Короля?

Дальше – больше. "Горечь и тяжёлая утрата" – образец действительно страшного, удушливого, гнетущего, даже "узурпаторского" doom-metal. Христос спустился с небес, дабы подвергнуть ропщущее и измотанное стадо своё беспощадному судилищу. Обнажённый, беззащитный, трепещущий человечек, распластавшийся у пяты безжалостного тирана, который вдобавок требует непрестанных стенаний в собственную славу: что может быть отвратительнее и унизительнее?

Охваченное дикой чумой

Чахнущее потомство

Христос, где твоё милосердие?

Не слышишь, как мы молимся?

Но мессия неумолим: лицемерно бросив в массы лозунг "казнить нельзя помиловать", оставив право за ослеплёнными подвижниками разместить злополучную запятую, он безразлично взирает на ожесточённое и деморализованное человечество, строго покрикивая и намекая, что "им же вся быша" и последнее слово – за ним.

Роковая стихийная композиция "Обширные хоры" (буквальный перевод, наверняка есть соответствующее присловье в английском языке, мне не известное) начинается с грозного клавишного гимна, несущегося из-под соборного купола и обрывается дёрганным психотическим долбежом, лихорадочным разгоном, как шквал налетающим на стену тяжелого сурового dooma. Где-то в средоточии вязкого саунда проклёвывается новый всплеск ярости, текущей в "фоновых" минорных латах; потом – намёк на скорый конец и – сноп визгливых гитарных брызг (нигде больше в творчестве My Dying Bride подобного не наблюдается, вторая гитара всегда солирует в унисон с первой, приплюсовывая к ней промежуточные ноты, но на две октавы выше). Лирика аллегорична, в ней завуалированы духовные томления нисшедшего в бездну (бога? смертного?), притом, что ад-то правит здесь, в затмившемся и почерневшем от грехов Мире (скопом очернённом христианством, как совокупность "неподдающихся" сущностей).

Пораженный, я поднял бы свои истекающие телеса

Роскошным было падение невинных

Смейся с презрением над нашим врагом

Законы слабы в годину войн

Вопль победы исторгают уста воспрянувшего богочеловека, побывавшего в тенетах подземной страны и изгнанного прочь, чтобы завладеть Землей, не въяве, но в душах покорных; тот же, кто отвратит глаза от "истины", будет низвержен. Разумеется, не без помощи рабов.

Самая длинная и неповоротливая по звучанию поэма в пяти частях – "Возвращение прекрасного" (имеется ввиду не натуральная, доступная сердцу красота, а "внутренняя", представимая желающим придумать для себя иллюзорную реальность). Земля в ожидании господина, но примет ли она его ("Тишина")?

Крепь ледяной воли

Лихорадка для человечества

С изменчивыми, как всегда, устремлениями

Я – новый Христос

Завоевание Мира под солнцем не обойдётся без хитрости, ибо впрямую догмат будет истолкован недвусмысленно

Я есть сила

Если вы слабы, ступайте прочь

Лезвие не заблестит в моей длани

Мой способ – тайный

Он (т.е. новый повелитель) тоскует, предчувствуя нерадение даже среди верных толп ("Скорбь"):

Первый свет был моим

Ищите меня среди цветов

Спящего на земле

Моя Умирающая Невеста

Мир стремится оказать ему почести и насытить животным теплом, предлагая то, что наиболее доступно и не требует многих мудрствований ("Похоть"):

Почему я должен отказывать себе

В своих собственных желаниях?

Обнажите ваши груди для медленных поцелуев

Но тщетно: слишком велико тщеславие жаждущего главенствовать и чрезмерно недоверие опасающегося быть раскрытым в своих страстях ("Битва"):

От вас грязь и зловоние

Я обрушиваю на вас крик

То, что здесь, – это ад

Ваше господство ныне кончено

Насладившись ужасом раскаявшихся грешников, мессия успокаивается ("Возвращение"). Незаурядный, утонченный анализ сложнейшей психологической игры, целью которой и раньше, и теперь является манипуляция человеческим сознанием и обретение источаемой жизненной энергии (при том, что сам бог провозглашается, напротив, "дарителем"). В конце поэмы в числе прочих инструментов можно услышать рожок (!) – милая деталь, украшающая музыку.

И, в завершение, последняя композиция на альбоме – незатейливая, бодрая "Эротическая литература" (мощный зов подсознательных импульсов, ведущих плоть к освобождению от мнимой благодати духовных вериг).

Горе в Стене Плача

В коленах их безумие, – так возвещается окончательное слово о тех, к кому было обращено вероучение с изначальной уверенностью в тщете протохристианских посулов. Знаменательный альбом, в те дни по силе и проникновенности равных ему было немного.

Голем, metallibrary.ru

 
© Русскоязычный фан-сайт группы My Dying Bride.
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник.
Полезные ресурсы
Связь с администрацией