"Когда нам говорят: Мне совсем не нравятся эти песни, они скучные и вообще дерьмо, то это, конечно, расстраивает, но не особо"
"Когда нам говорят: Мне совсем не нравятся эти песни, они скучные и вообще дерьмо, то это, конечно, расстраивает, но не особо"
На туманном Альбионе вес по-старому. Более консервативную нацию, чем англичане, представить, пожалуй, сложно. Вот и Аарон Стэйнторп, вокалист легенды мирового дум-метала My Dying Bride, утверждает, что ничего нового у них в стране не происходит: погода, как всегда, ужасная, а шальной ветер уже неделю как не стихает, гнет деревья да срывает с домов крыши... Я же, в свою очередь, разглядывая обложку совершенно нового творения мрачных англичан Songs Of Darkness, Words Of Light, пытаюсь опротестовать скромные заявления своего собеседника. Здесь же можно узнать, какие неожиданные открытия и сюрпризы принесла наша с ним беседа.
- Нее Аарон, ты ошибаешься. Из Англии к нам пришёл совершенно новый альбом My Dying Bride Songs Of Darkness, Words Oat Light. Правда, с некоторым опозданием...
Да, выпуск альбома планировался еще на октябрь прошлого года, но случилась задержка с оформлением. Я работал над обложкой, но ребята из группы и лейбл посчитали, что предлагаемые мною образы плохо подходили нашей новой работе. Поэтому мы решили обратиться за помощью к нашему другу Энди Грину, который уже рисовал нам обложку для Like Gods Of The Sun. С записью всё было в полном порядке, но не могли же мы выпустить альбом без обложки, логично?!
- А когда обложку рисовал ты, каким было рабочее название альбома?
Тогда он носил рабочее название Chapter XIII (Глава XIII) - в прошлом году MDB исполнилось 13 лет. А потом мы решили назвать альбом Songs Of Darkness, Winds Of Light.
- Но это название не совсем точно передаёт настроение записи...
Да, действительно, оно только наполовину передаёт настроение альбома. На нём нет words of light (светлых слов) Всё на этом альбоме пропитано тьмой, но я хотел, чтобы в названии чувствовался дисбаланс. Чтобы у слушателя было ощущение, что одна половина альбома темная, а другая – светлая. Не знаю, почему мне захотелось дезориентировать наших слушателей На верное всё дело в том, что название по типу Songs Of Darkness. Words Of Blackness звучало бы глупо.
- Насколько мне известно, запись нового альбома заняла без малого 12 недель. Сколько же тогда времени ушло на подготовку всего материала.
Подготовка материала ещё не была закончена, а мы уже приступили к записи. Это очень необычно, потому что студийное время стоит очень дорого, и во время записи желательно делать всё как можно быстрее. Сочинение новых песен в студии - это грата времени и денег. Но нам понравилось это давление, осознание того, что всё это стоит таких денег, и мы старались изо всех сил.
- Возможно, именно поэтому вы снова записывались в Academy Studio с Мэгсом в качестве продюсера. Уж он-то отлично знает, как записывать альбомы MDB.
Да, это правда. Мэгс для нас как шестой, или седьмой член группы. Он знает всё о музыке MDB, записывал все наши альбомы, кроме первого Он работает очень быстро, к тому же профессионально. Не могу представить, чтобы наши альбомы записывал кто-то другой. Мне кажется это глупостью. Но Кельвин, наш бывший гитарист, тоже иногда появляется в студии, чтобы помочь нам советом.
- Чем Кельвин занимается сегодня?
Он завязал с музыкой, хотя является тур-менеджером MDB. То есть, когда мы едем в турне, Кельвин находится рядом с группой, пусть и не вместе с нами на сцене. Он не заинтересован в том, чтобы писать музыку.
- Ты назвал Мэгса шестым или седьмым членом группы. Давай всё-таки уточним, считается ли Сара Стэнтон постоянной клавишницей MDB?
Да, последние полтора года в группе играет Сара, девушка Хэмиша (гитариста группы - прим. KIDd). Но она учится на доктора, поэтому велика вероятность того, что однажды она распрощается с MDB. Конечно, мы не станем ей в этом препятствовать, но пока Сара с нами, она является членом MDB.
- Мастеринг альбома осуществлялся в студии Abbey Road. Это та самая легендарная студия, где свои шедевры записывали Pink Floyd и The Beatles?
Да, именно она. Но мы выбрали эту студию не потому, что она такая известная. Просто человек из Abbey Road, с которым мы работаем, хорошо, как и Мэгс, знаком с нашей музыкой. А студия… это обычная профессиональная студия, а не музей битлов или флойдов. Конечно, рядом со зданием постоянно (смеётся) тусуются японские туристы с портретами Джона Леннона. И это забавно, но мы выбрали Abbey Road только потому, что это по-настоящему профессиональная студия.
- Обратимся к музыкальной составляющей альбома. Считаешь ли ты, что на Songs Of Darkness, Words Of Light нашлось место для экспериментов, или же это более классическая запись MDB?
Хороший вопрос. Мне очень сложно говорить о музыке, потому что я, ты и ваши читатели, все мы по-разному её воспринимаем. Ведь я нахожусь внутри группы, а вы - вне неё. Мы сами считаем, что многие вещи на этом альбоме звучат достаточно экспериментально. А наши фэны и журналисты могут этого не заметить и сказать, MDB снова записали то, в чём они сильны; альбом хороший, но ничего нового на нём услышать нельзя. Но если вы послушаете его несколько раз очень внимательно, то начнёте подмечать интересные моменты, которые при первом прослушивании не столь очевидны. Конечно, я понимаю, что у большинства журналистов на это нет времени им надо рецензировать много альбомов, поэтому они делают короткое резюме: Да, это типичный для MDB альбом. Покупайте его. Но, послушав Songs Of Darkness, Words Of Light внимательнее, они начинают говорить, что он интереснее предыдущего, что он более думовый и менее агрессивный. Конечно же, это не уникальная в своём роде запись. Но мы растём как музыканты, и в новых песнях это отражено в полной мере.
- Но самым экспериментальным альбомом MDB всё равно остаётся 34.788%... Complete, хотя, выпустив его, вы заявили, что понимали, какой альбом записываете.
Да, когда мы писали этот альбом, то знали, что фэны и критики примут его неоднозначно. Но мы не хотели менять стиль. Просто у нас было много странных идей, которые мы хотели реализовать на этом альбоме. Мы записывали и готовили его как любой другой альбом MDB, но вот потом возникли проблемы с турне. Из группы ушёл Кельвин, потом Мартин (Пауэлл - в прошлом скрипач MDB, сегодня клавишник Cradle Of Filth - прим. KIDd). Да и Мартин ушёл потому, что в новых песнях не было места для скрипки, и у него появилось чувство, что он выпал из группы. У Кельвина были проблемы личного плана, поэтому сначала он ушёл из группы на несколько месяцев, чтобы разрешить их, а потом посчитал, что музыкальный бизнес не для него. Обидно, что мы не смогли поехать в турне в поддержку процентов, потому что я считаю, что это великолепный альбом.
- Реклама вашего лейбла Peaceville гласит, что новый альбом выдержан в духе классического Like Gods Of The Sun, в то время как многие отмечают, что Songs Of Darkness, Words Of Light намного более мрачный и медленный...
Да я соглашусь, что со стороны лейбла такое сравнение, скорее всего, было ошибочным. Но мне кажется, они провели такую параллель, потому что обложку для Like Gods Of The Sun и нового альбома делал Энди Грин, кроме того сейчас, как и тогда, от нас ждали сильной работы. Не с музыкальной точки трения, а с точки зрения бизнеса, я понимаю, почему Peaceville сравнили новый альбом с Like Gods Of The Sun. Но что касается музыки... да, я согласен, здесь всё по-другому.
- Люди продолжают говорить, что хоть музыка MDB и хороша, она многое теряет из-за отсутствия скрипки.
Это говорят все! Потрясающе, ведь 7 лет из 14 мы играли со скрипкой, а другие 7 лет без, но фэны до сих пор говорят про нее. Что ж, если однажды кто-нибудь захочет стать скрипачом MDB, то отлично! Но мы не ищем скрипача специально. Если кто-нибудь предложит нам свои услуги, и мы согласимся попробовать поработать вместе... если всё получится, то этот человек присоединится к MDB! Никаких проблем.
- Тяжело ли тебе далась работа над вокальными партиями для Songs Of Darkness, Words Of Light?
С каждым разом на подготовку вокальных партий уходит всё больше времени. При помощи своего голоса я стараюсь добавлять в нашу музыку что-то новое. Конечно, я не Фрэнк Синатра, но стараюсь делать всё, что в моих силах. Ведь нельзя же все время использовать только дум-дэтовый вокал. Со временем это очень быстро наскучит, поэтому я пытаюсь реализовать множество идей, хотя это и не всегда получается.
- На новом альбоме ты снова выступил в качестве автора текстов песен. О чём лирика Songs Of Darkness. Words Of Light, и были ли темы, которые ты хотел затронуть ещё до начала работы над альбомом?
Да, бывает, я пишу лирику, когда музыка ещё не готова. Так было с Blue Lotus и Catherine Blake для нового альбома. Я дал почитать тексты этих песен ребятам, объяснил им суть лирики, какими должны быть атмосфера и настроение. Потом они работали над музыкой, и в результате обе песни вышли очень неплохими. Бывает и по-другому, когда ребята подготавливают музыку и говорят, что я могу начинать работу над текстами. Тогда я сижу дома, слушаю записи, пытаясь понять, какая тема подойдёт музыке наилучшим образом. И с каждым альбомом делать это становится всё сложнее. Ведь у нас за плечами около сотни сочинённых песен, поэтому очень сложно найти совершенно новую тему. MDB поют о смерти, религии, сексе, любви, романтике и страсти, и эти темы мне действительно интересны. И для того, чтобы они не звучали избито, каждый раз я стараюсь взглянуть на них по-новому.
- Говорилось, что новая песня My Wine Is Silence - самая коммерческая во всём творчестве MDB. Согласишься с этим?
Нет, это не совсем так. My Wine Is Silence была названа лейблом самой коммерческой песней, потому что у неё легко запоминающаяся мелодия, и вам не надо быть гением, чтобы понять, о чём в ней поётся. Но всё равно, даже самая коммерческая песня MBD является песней, рождённой в музыкальном андеграунде. Это не Spice Girls, это мрачная композиция, которая никогда не станет хитом (смеётся).
- Группа сняла свой первый видеоклип со времён For You на песню The Price Of Beauty, еще вы планируете выпустить DVD. Что будут представлять собой эти проекты?
На самом деле, этот клип - большое разочарование. В нем можно увидеть только музыкантов MDB, играющих на своих инструментах и старающихся выглядеть круто. У нас было много идей для этого видео, но, к сожалению, нам не хватило времени реализовать их. Но мы продолжаем работу, и надеемся, что окончательная версия этого клипа будет включена на DVD, выпуск которого запланирован на конец этого года. Для него мы сняли наше выступление в Бельгии в ноябре прошлого года. В прошедшее турне мы впервые взяли с собой домашние видеокамеры, и теперь у нас много материала, отснятого вне сцены. Будут по-настоящему скучные моменты, будут и очень интересные.
Да, конечно, с нами периодически случаются забавные вещи. И иногда нам кажется, что их не стоит помещать на DVD, потому что многие фэны привыкли к мрачной атмосфере вокруг группы. И то, как мы идём по улице с банками пива в руках и мелем всякую чушь, может разрушить этот образ. Но думаю, пара смешных моментов на DVD всё же попадёт. Это даст людям понять, что мы не упиваемся грустью все 24 часа в сутки. (Ага, вот и 1 апреля музыканты тоже пошутили, заявив, что на время ближайших концертов вокалисты MDB и Nevermore поменяются группами - прим. KIDd).
- Однажды дома ты разбирался в своём старье и нашёл много относящихся к MDB вещей, которые тебе не были нужны, и устроил аукцион. Вырученные деньги ты планировал перечислить одному приюту для животных. Удалась ли эта затея?
О, да. Я действительно нарыл у себя дома кучу барахла, имеющего отношение к MDB, выставил всё это на аукционе, а вырученные деньги передал приюту для животных. И фэны были довольны. У них появился шанс приобрести одну из эксклюзивных маек, подписанные синглы группы, демо, старые постеры, всё то, что сегодня найти практически невозможно. Все остались довольны, и думаю, это мероприятие получит продолжение. Возможно, уже в следующем году.
Алексей KIDd КУЗОВЛЕВ, Dark City 2004